РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

 

Прожив долгую жизнь и оглядываясь назад, прослеживая ее шаг за шагом, я пришел к мысли, что мне не о чем жалеть. 

Детство мое прошло там, где я возвестил миру о своем рождении, – в земном раю Асубулак. Природа тех мест была усладой для глаз. Девственные леса окружали уходящие ввысь горы. В глубоких ущельях, вскипая на каменьях, несли свои воды речки Таргын, Унгурли, Асубулак. В них блаженствовали косяки различных рыб, устремлявшиеся сюда из великой реки Иртыш. Сунешь руку в воду – язи, лещи и караси щекочут ладони. На берегах речек в заросших шиповником лесах носились стаями пташки и пичужки. Глаза не могли насытиться россыпями красной и черной смородины и земляники. В урочищах Муздыбулак и Асубулак было полно всякой дичи. У нас были излюбленные места, куда мы ходили собирать ягоду. Но нас частенько опережали медведи-сладкоежки. Полакомившись ягодой, они уходили, вытоптав все вокруг. 

Гроздьями висела на верхушках деревьев черемуха. Дружные поросли холодолюбивых сортов мелких яблок-дичек покрывали побережья рек. Особенно много их было на речке Тайынты в местности под названием Кордон. Волки, лисы, зайцы, рыси водились в несметном количестве. Зайцев ребята без труда отлавливали с помощью силков.

Напротив аула, который мы называли Верхним, находился холм Куройнак. На нем с раннего утра заводили свои игры тетерева, и их “кур-кур” раздавалось до самой вечерней зари. 

Нет более искусного скульптора и художника, чем природа. И горы, и скалы, и деревья в наших краях были особенными. Одни названия чего стоят: Керегетас (Камень, напоминающий кереге), Сандыктас (камень-сундук). Ах, родная Мать-Земля! Беспечное детство мое прошло под сенью этого великолепия. Жизнелюбивому человеку одно рождение в этом благословенном краю – настоящее счастье. Великие труженики Кайсар, Кусман, Иис, Рахметолла тоже родились здесь. Предводители, вроде Кусаиновского Калия и Темиржановского Ракымжана, всю свою жизнь положили на благо народа. А чего стоит Байсал-ага, который после демобилизации из армии ездил всюду на своей лошади и услаждал слух людей своим искусством. На ходу сыплющий премудростями акын Калика-ата перерезал мне пуповину (кындык) и стал моим кындык-ата. До сих пор звучат в моих ушах сладостные песни певцов Айкеса, Байузака, Мусы, без которых не обходились ни один той, ни одно сборище. Добрейшие старцы Самаркан и Иса были любимцами всего народа. А светлой памяти моя бабушка Бибиш-апа воспитывала детей с помощью сказок, белых стихов, небылиц, загадок, которые знала в бесчисленном множестве. Была она человеком неробкого десятка и могучего сложения. Когда она укладывалась отдохнуть, дюжина ребятишек собиралась вокруг нее, как цыплята вокруг клуши, чтобы послушать ее песни и сказки. У нее был родич по имени Мылтыкбай. Я видел его, но сколько весит, не смог определить. Одно знаю: великана могла поднять только его караковая лошадь. Поэтому он ездил на арбе. Люди говорили, что и арбу ту смастерили по специальному заказу…

Среди наших дедов в десятке колен было немало великих личностей. Имя Алыпа, богатыря неслыханной, стихийной силы, стало легендой. Не помню, правда, из какого он колена происходил. До сих пор всем известны валуны, которые Алып переставил с места на место. Силач-борец Сыдык из рода Утемис не знал поражений. Мой родич Жунус тоже, говорят, боролся с ним. 

Наши предки поначалу селились здесь, чтобы найти пропитание с помощью охоты. В дальнейшем изобилие древесины дало начало новому ремеслу: резьбе по дереву и изготовлению из дерева мебели, домашней утвари – кроватей, сундуков, изящных легких саней (качевок), деревянных частей юрт. Мастерами по дереву были Садык, Иса, Ансабай, Токаш. 

Потомки наших четырех-пяти предков жили одним народом, в мире и согласии. Не помню, в каком году подле нас появились два русских села – Карповка и Толчеевка. В этих селах у казахов были приятели и кумовья-тамыры. Они тесно общались друг с другом, галдели, путая русские и казахские слова. У моей бабушки Бибиш в этих селах тоже были тамыры – Карпей и Никанор. Когда они приходили к нам, бабушка встречала их с большим почетом. 

В дальнем селе Тульское, что стояло на берегу Иртыша, жил друг моего отца Василий. Он оказывал нам большую помощь, ничего для нас не жалел. Когда в пору Великой Отечественной войны, будучи партизаном, мне пришлось выбирать себе подпольное имя, я отверг предложенное Николай и назвался Василием. И до сих пор среди партизан меня знают как Васю. Это мое имя осталось в скрижалях великой войны.